Как получить образование по интернету?
Существование дистанционного образования можно проследить еще со времен появления почты и других способов передачи информации. Однако раньше этот вид образования не мог составить конкуренцию традиционным, так как у него были существенные недостатки в виде ограниченности доступа к библиотекам, методическим материалам и преподавателям. Кроме того, отсутствовал систематический визуальный контакт между учащимся и преподавателем, необходимый для полноценного обучения.
Однако сегодня, с развитием интернет технологий, дистанционное обучение стало более предпочтительным, в том числе и для получения высшего образования. В отличие от старой модели, он уже не имеет недостатков и в определенных случаях даже имеет ряд преимуществ.
Чтобы лучше понимать, что же представляет собой электронное образование, рассмотрим некоторые особенности дистанционного обучения с использованием интернет-технологий.
Сегодня Интернет успешно решает проблему передачи данных и знаний. С каждым днем все большую популярность набирают образовательные каналы в Сети, количество подписчиков которых прибывает в количествах, сравнимых с подписчиками развлекательных ресурсов. Одним из примеров таких каналов является возможность записи профессоров ведущих университетов мира своих лекций и выкладывания их в интернете. Это позволяет устранить проблему географических ограничений. Любознательный студент даже из самой удаленной точки мира может взять информацию из первых рук, например, от преподавателя Кембриджа.
Конечно, получить системное профессиональное образование с помощью интернет-сервисов практически невозможно. Обучающие каналы используются скорее как подспорье для расширения кругозора и поиска интересующейся информации, но никак не готовым образовательным продуктом. Надо отметить, что серьезные образовательные интернет-проекты, как правило, платные. Бесплатно можно научиться разве что некоторым умениям в домашней обстановке.
Однако интернет-образование продолжает развиваться и находится в накопительном периоде своего развития. Несмотря на некоторые трудности, определенные вопросы онлайн-обучения постепенно решаются, и требуется формирование нужного количества образовательных технологий, которые будут соответствовать качеству обучения на уровне профессионального. Согласно мнению оптимистов, эта точка перехода находится где-то в ближайшем будущем. Как показывает западный опыт, интернет-технологии уже используются в комбинированных образовательных программах, где участвуют несколько университетов. Некоторые известные западные вузы, такие как Гарвард, Стэнфорд и другие, активно разрабатывают совместные образовательные продукты, спецкурсы, лекции. Развитие онлайн-обучения также стимулировало пандемия новой коронавирусной инфекции.
Наиболее популярной формой интернет-образования можно считать онлайн-изучение иностранных языков. Сервисы изучения объединяют носителей языков из разных стран, позволяя людям более интенсивно общаться на форумах, улучшать свой уровень языка и помогать друг другу в языковой практике. Члены таких сообществ могут становиться тьюторами и студентами одновременно. Многие из этих сайтов могут предоставить доступ к расширенным курсам, но они обычно платные. Демо-версия курса дает возможность для тестирования и понимания, подходит ли данный метод обучения пользователю. Никаких сертификатов и дипломов на подобных сайтах не предусмотрено, однако эффективность такого изучения языка может быть сопоставима с уровнем профессионального обучения.
Согласно исследованиям, Норвегия, Дания, Швейцария, Люксембург и Нидерланды наиболее готовы к переходу к электронному обучению в своих системах образования. Россия занимает последнее, 32-е место в рейтинге. Мексика и Бразилия также показывают такой же результат.
Онлайн-образование: получение высшего образования через интернет
Уже не новость, что интернет является платформой для самообразования. Однако, наш мир становится все более и более технологичным, и высшее образование через интернет - это реальность. Профессионалы, находящиеся в разных уголках мира, готовы передавать свои знания через электронные курсы.
Высшее образование в дистанционном формате предполагает, в первую очередь, создание аналога традиционных технологий обучения или замену их на электронные. Как показано в таблице ниже, многие элементы образования являются адаптированными для онлайн-платформ:
Традиционный формат обучения | Дистанционный формат обучения |
---|---|
Аудиторные лекции | Слайд-лекции (презентации и визуализация лекции с комментариями к изображением); видеолекции; вебинары |
Практические занятия | Скайп-тренинги; групповые видеоконференции; тестирования; видеоролики студентов; вебинары |
Консультации | Скайп-консультирование; вебинары |
Контрольные мероприятия (экзамены, зачеты) | Тесты; эссе; онлайн-защита курсовых работ |
Оценка знаний преподавателем | Оценка знаний специализированными программами и преподавателями через электронную почту и интернет |
Оценка знаний происходит благодаря модульному подходу, где доступ к следующему курсу возможен только после успешного прохождения предыдущего. Таким образом, студент получает гарантированные знания и не рассчитывает на «авось» во время экзамена или на «удачный» билет.
На сегодняшний день уже существуют различные онлайн-вузы, которые предлагают свои курсы, например, сайт "Все курсы" рассказывает о 15 лучших онлайн-курсах от ведущих университетов России и мира: https://vse-kursy.com/.
Однако, утверждать, что дистанционное образование является лишь формальной заменой реальных образовательных мероприятий на виртуальные, было бы ошибочно. Интернет-образование имеет свою уникальную структуру, которая значительно отличается от прочих форматов.
Как организовать онлайн-образование для вуза?
Для успешной организации дистанционного образования вузу необходимо наладить сеть центров доступа. Именно они обеспечивают связь студентов и офиса обучения, решают такие проблемы, как администрирование и координация процесса обучения. Важно, чтобы центры доступа позволяли студентам быть полностью независимыми от головного офиса.
Если у вуза качественно работает связь между «преподавательским центером» и студентами, то он сможет организовать высококачественное профессиональное обучение для студентов, проживающих в отдаленных от вуза регионах или имеющих ограниченные возможности здоровья. В итоге, за качественным образованием не придется ехать в крупный город.
Сегодня большинство университетов предлагают дистанционные программы - примерно 98% из них в наши дни уже имеют такие программы в своём арсенале. Более того, с каждым днём растёт число пользователей глобальных онлайн-курсов. Данный показатель достиг уже отметки в 180 миллионов человек, согласно данным Forbes Education. URL: https://education.forbes.ru/.
Фото: freepik.com