Установка тахографа: обязательная процедура или лишние хлопоты?
Согласно последним изменениям в законодательстве, определенные виды транспортных средств должны быть оборудованы контрольными устройствами, известными как тахографы. Несоблюдение этого требования заставит владельцев автомобилей платить штрафы. Реакция владельцев и водителей ТС на это новшество была неоднозначной; многие из них не поддерживали такую меру, увидев в ней еще один способ вымогательства денег и создания проблем.
Для понимания ситуации исследуем тему более подробно. Мы расскажем, когда и для каких целей необходимо устанавливать тахограф, как устройство работает, какие плюсы и минусы есть у его использования, а также сколько стоит монтаж и эксплуатация прибора.
Что такое тахограф и для чего его устанавливают?
Простыми словами, тахограф – это устройство, устанавливаемое на автомобили с целью контроля основных параметров движения. Для того, чтобы отслеживать эти параметры, используются системы спутникового мониторинга. Устройство работает автоматически, даже когда двигатель автомобиля выключен. Полученные данные записываются в память устройства и хранятся там некоторое время.
С помощью тахографа можно определить:
- скорость движения автомобиля;
- пройденный путь за определенный промежуток времени;
- количество часов, которые водитель потратил на работу и отдых, а также другие параметры.
Бортовое устройство подключается к электросети автомобиля. Аккумуляторная батарея позволяет ему долго работать в автономном режиме.
Внешне тахограф выглядит как круглая или прямоугольная панель с экраном и кнопками управления, которая устанавливается в гнездо спидометра или автомагнитолы. На дисплее отображается информация о состоянии автомобиля: скорость, показания одометра, нахождение, количество часов работы и отдыха и другое. Результаты вычислений выводятся на экран с помощью кнопок. Также на панели имеются слоты для карт памяти и отсек для фискальной ленты, которая необходима для распечатки информации посредством встроенного принтера.
Для работы тахографа необходимы:
- датчик перемещения;
- приемник GPS/ГЛОНАСС для отслеживания местоположения автомобиля;
- модуль GPRS для передачи данных;
- блок криптографической защиты СКЗИ или НКМ, предназначенный для записи, шифрования и хранения информации (в цифровых тахографах).
Недоступность данных, записанных в память устройства, для редактирования и считывания посторонними лицами – это главное преимущество тахографа. Данным можно получить доступ лишь с помощью персональных электронных ключей-карт, которые имеют водители, а также представители предприятия-собственника ТС, сотрудники сервисных центров, контролеры. Каждый ключ-карта имеет ограниченный срок действия. Просроченные ключи запрещены, а использование чужих – штрафуется.
Существует два типа тахографов: цифровые и аналоговые. Последние являются устаревшими, так как не обеспечивают необходимой защиты от несанкционированного доступа к данным. Аналоговые тахографы практически не используются. Цифровые тахографы в настоящее время устанавливают на все транспортные средства, выпускаемые сейчас, если по закону это требуется. Исключение составляют автомобили, используемые в странах, не входящих в зону действия ЕСТР.
Устанавливаются тахографы на транспортные средства, используемые в сфере грузоперевозок и пассажирских перевозок коммерческого характера. Некоторым видам транспорта тахографы не требуются. Например, автобусы, перевозящие пассажиров по регулярным маршрутам в городе и пригороде, коммунальные и другие спецмашини, троллейбусы.
Если ваше транспортное средство предназначено для международных перевозок, то обязательно следует устанавливать тахограф, отвечающий нормам ЕСТР. В России название разрешенных устройств устанавливается Росавтотрансом.
Установка тахографа на личный транспорт – не обязательна, однако при ее использовании возможно удобно контролировать работу и отдых водителя.
Понимая, что монтаж и обслуживание тахографа являются достаточно затратными процессами, многие предприниматели выражают свое недовольство новыми правилами, требующими установки прибора в случаях, когда это является обязательным по закону. Водители также не всегда в восторге от установки тахографа, особенно, если они не являются добросовестными работниками и хотят обмануть систему. Однако, если посмотреть на вопрос более глубоко, то становится очевидно, что использование тахографа может принести преимущества для всех сторон.
Одной из полезных функций тахографа является возможность отслеживания местоположения автомобиля в режиме реального времени благодаря модулю GPS/ГЛОНАСС. Диспетчер может следить за перемещением транспорта и контролировать скорость и соблюдение ПДД. Тахограф также фиксирует данные об автомобиле и сохраняет их в память устройства в течение года, а на карте водителя — в течение 28 дней. Периодически данные нужно считывать и переносить в архив предприятия.
Технология обработки данных о маршруте является еще одной полезной функцией тахографа. Это позволяет проанализировать информацию, сохраненную в памяти устройства, и использовать ее в расчетах и отчетах. Кроме того, тахограф контролирует режим труда и отдыха водителя и сообщает ему, сколько минут осталось до окончания работы или отдыха. Эти функции нередко реализуются в целях упрощения управления автопарком и обеспечения безопасности движения.
С точки зрения собственников коммерческих компаний, специализирующихся на перевозках, внедрение тахографов на автомобили является необходимым критерием контроля за работой водителей. Это позволяет предотвращать простои, несанкционированный расход топлива, посторонние рейсы и другие нарушения, а также повышать производительность труда и эффективность бизнеса. В то же время, водителям следует помнить о том, что использование тахографа обеспечивает безопасность движения и защищает от рисков, связанных с несоблюдением скоростного режима и усталостью.
Однако использование тахографа имеет и свои минусы. В первую очередь, это стоимость покупки и установки прибора, которая может быть существенной, особенно для больших автопарков. Кроме того, модуль необходимо менять каждые три года, что также сопряжено с дополнительными расходами. Тем не менее, в целом, тахограф является полезным прибором, обладающим большим потенциалом для повышения производительности труда и обеспечения безопасности на дорогах.
Владельцы транспортных средств должны оснащать их контролирующим устройством в соответствии с материальными обязанностями. Вопрос о стоимости установки тахографа сегодня актуален. Стоимость устройства состоит из двух составляющих: цены на сами приборы и стоимости работ, связанных с их монтажем и настройкой.
Стоимость тахографа зависит от марки и комплектации устройства, включая наличие модема GPRS. Средняя цена тахографа находится в районе 30 000 рублей.
Стоимость работ по установке тахографа определяется объемом мероприятий и ценовой политикой компании. Установка нового тахографа обычно включает в себя активацию модуля СКЗИ, подключение устройства к бортовой электросети автомобиля, настройку или калибровку и тестирование. Эти работы могут обойтись в 6 000-7 000 рублей. Если требуется замена датчика скорости и спидометра, стоимость работ возрастает до 13 000 рублей. Таким образом, примерная цена установки тахографа с завершенной работой составляет от 35 000 до 45 000 рублей.
Согласно приказу Минтранса №36, тахограф необходимо поверять каждые три года, а цена этой услуги составляет около 2 000 рублей. Расходы на обслуживание тахографа также включают замену блока СКЗИ каждые три года.
Тахограф может быть полезен для водителей и предпринимателей, занимающихся перевозками. Он позволяет оперативно удаленно контролировать работу сотрудников и обеспечивает безопасность при эксплуатации транспорта. Расходы на установку и обслуживание тахографа полностью оправданы, учитывая функционал этого прибора.
Фото: freepik.com