Что такое ЗПРР (задержка психоречевого развития у детей)
Количество малышей, страдающих от задержки речевого развития, не уменьшается по причине различных факторов. Впрочем, это не так страшно, если проблему обнаружить вовремя и принять меры по ее устранению. Главная ответственность в этом деле лежит на родителях, которые должны заметить отклонение, направить ребенка на полноценное обследование и подобрать лучших специалистов для лечения. Нескорректированное отставание в речевом развитии с возрастом только ухудшает ситуацию, отставая от сверстников в разных аспектах, включая свою психику, способность учиться в школе и общаться со своими ровесниками.
За последние 20 лет статистика показывает, что выявляемые отклонения в психоэмоциональном развитии детей возросли на много порядков. Отклонения в психическом и неврологическом здоровье могут приводить к задержке в речевом развитии, а ЗРР, в свою очередь, замедляет развитие мышления.
Задержка речевого развития обычно диагностируется у детей старше трех лет, поскольку это возраст, когда они начинают активно общаться с окружающими. Однако, определять проблему лучше на более ранней стадии, у двух–трехлетних детей, иначе возможности ее лечения могут значительно снизиться. Если ребенок не начинает говорить после семи лет, шансы на исцеление крайне малы.
Конечно, излечение задержки речевого развития зависит от ее степени и применяемых методик лечения. Тем не менее, чем раньше родители обнаружат признаки ЗРР у своего ребенка, тем больше шансов на полное выздоровление. Идеальный возраст для детского обследования — два-три года.
Как распознать задержку психоречевого развития: признаки и симптомы у детей
Задержка психоречевого развития (ЗПРР) может проявляться у детей в раннем возрасте, если она обусловлена врожденными факторами.
Какие признаки указывают на задержку психоречевого развития:
- В возрасте четырех месяцев ребенок не реагирует на слова или жесты родителей, не улыбается, что также может быть симптомом аутизма.
- В восемь-девять месяцев ребенок не повторяет одинаковые слоги.
- В год ребенок чрезвычайно тихий и почти не издает звуков.
- В полтора года ребенок не говорит простых слов, не воспринимает их и не понимает, когда к нему обращаются по имени или просят выполнить какое-то действие, также может не уметь жевать.
- В два года ребенок знает и использует ограниченный набор слов, не повторяет новые слова, которые услышал.
- В два с половиной года ребенок применяет не более 20 слов, не может составить предложение из двух-трех слов, не понимает названий частей тела или предметов.
- В три года ребенок не может сам составить простое предложение, не понимает несложных рассказов. Он может говорить слишком быстро, не произнося окончаний, или слишком медленно, растягивая слова. В ответ на взрослого ребенок может дословно повторять сказанное.
Ребенок с ЗПРР может проявлять повышенное слюноотделение в любом возрасте и всегда держать рот приоткрытым. Такие дети часто гиперактивны, агрессивны, плохо сконцентрированы, быстро устают и имеют слабую память. У них также может быть неразвитое воображение и узкий набор эмоций, что затрудняет их общение со сверстниками. Симптомы ЗПРР могут проявиться в органических изменениях. Электроэнцефалография (ЭЭГ) и метод вызванных потенциалов (ВП) показывают нарушения в левом полушарии, которое отвечает за речевое развитие у детей.
В целом чем больше дети испытывают затруднения в речи, тем больше задерживается их психическое и умственное развитие. Поскольку дети получают больше информации из бесед с другими людьми, чем они старше, ранее начинать лечение ЗПРР особенно важно.
Причины задержки речевого и психического развития
Задержка речевого и психического развития не является самостоятельным заболеванием, а является следствием нарушений в развитии головного мозга и центральной нервной системы. В этой статье рассмотрим основные факторы, которые могут спровоцировать задержку речевого и психоречевого развития.
Болезни матери во время беременности являются одной из причин нарушения развития плода и могут привести к проникновению инфекции, отравлению и травмам, которые способствуют ЗПРР. Кислородное голодание (гипоксия) плода в утробе матери также является фактором, который может спровоцировать задержку речевого и психического развития.
Тяжелые роды, такие как стремительные, преждевременные или с обвитием пуповины вокруг шеи, а также травмы, полученные ребенком при родах, такие как перинатальная энцефалопатия, травма ЦНС и шейных отделов позвоночника, также могут быть причинами задержки развития.
Перенесение ребенком тяжелых инфекций и травм в раннем возрасте, генетические и хромосомные заболевания, которые приводят к нарушению структуры мозга, а также неправильное воспитание, при котором ребенок растет под слишком сильной опекой или же брошен на произвол судьбы, могут также привести к задержке развития. Нередко дети с ЗПРР выходят из асоциальных семей. Тяжелая психическая травма в раннем возрасте также может быть одной из причин задержки развития.
Существует множество заболеваний, которые могут вызвать задержку психоречевого развития. К ним относятся врожденные аномалии ЦНС, эпилепсия и другие неврологические заболевания, ишемия головного мозга, гидроцефалия, повышенное внутричерепное давление, ДЦП, опухоль головного мозга, патологии сосудов головного мозга и лейкодистрофии. Нарушение ликвородинамики также может вызвать задержку психоречевого развития.
Очень важно понимать, что задержка речевого и психического развития возникает из-за нарушения работы мозга (под влиянием родовых травм, инфекций), наличия некоторых наследственных заболеваний (ЗПРР может усугубляться в каждом последующем поколении), неблагоприятного психологического климата, в котором растет ребенок. Поэтому для корректирования ЗПРР необходимо устранить не только ее симптомы, но и причины ее появления.
Заболевание с элементами аутизма
Заболевание с элементами аутизма, которое возникает в результате нарушения работы центральной нервной системы или воздействия инфекций на организм, может вызвать не только отставание в речевом и психическом развитии, но и расстройства аутистического спектра. Ниже перечислены основные черты поведения, присущие детям, страдающим этим заболеванием:
- Нет эмоционального контакта с окружающими, не улыбается, не ищет контакта с родителями.
- Часто проявляет агрессию, которая может быть направлена как на себя, так и на других (например, кусание или битье).
- Повторение одного и того же действия или движения (раскачивание на одном месте, хождение по кругу), соблюдение набора правил (расстановка в ряд), отрицательная реакция на изменения.
- Неспособность играть с игрушками, использование их необычным или своеобразным способом, ориентация на одну игрушку или ее элемент.
- Избегание общества, неумение общаться со сверстниками.
Также заметно задержка в развитии речи и непонимание обращенной речи. При обнаружении указанных особенностей поведения у ребенка следует обратиться за помощью к нескольким специалистам, включая психолога и логопеда-дефектолога.
Как излечить задержку психического развития
Лечение задержки психического развития (ЗПРР) необходимо начинать комплексно и как можно раньше. К числу специалистов, участвующих в процессе терапии, относятся психиатры, неврологи, логопеды-дефектологи, психологи и нейропсихологи. Если задержка психического развития не является сильно выраженной и лечение начато на ранней стадии, то ожидаются положительные результаты. Однако, если лечение начато поздно, то шансов на улучшение развития и способности учиться в обычном классе и нормально общаться со сверстниками у ребенка будет меньше.
Методы лечения ЗПРР – всесторонний подход к восстановлению работы центральной нервной системы (ЦНС) у детей, часто испытывающих трудности в речевом развитии. Эффективное лечение может быть достигнуто благодаря нескольким методам, включая микротоковую рефлексотерапию, занятия с логопедом-дефектологом, логопедический массаж и лекарственную терапию. Метод микротоковой рефлексотерапии направлен на воздействие на биологически активные точки мозга и нейрорефлекторные зоны с помощью сверхмалых электрических импульсов. Такое воздействие может помочь восстановить работу ЦНС в участках мозга, где возникли нарушения. Метод наиболее эффективен при гидроцефалии и разрешен для применения у детей в возрасте от 6 месяцев. Занятия с логопедом-дефектологом улучшают память, мелкую моторику, мышление и учат правильной артикуляции, компоновке предложений и текстов. Для стимуляции мимических и жевательных мышц, благодаря чему ребенок становится легче произносить звуки и их сочетания, применяется логопедический массаж как дополнительная мера при задержке речевого развития. Для избегания ошибок, предварительная работа ребенка с другими специалистами должна быть выполнена до обращения к логопеду-дефектологу. Лекарственная терапия может быть эффективна при задержке психоречевого развития, назначаемая врачом-психиатром или неврологом. Компьютерная томография, ЭЭГ и другие методы помогают выявить патологии ЦНС у ребенка, а затем применяется индивидуальная схема лечения нарушений и их последствий. Ноотропные лекарственные средства могут быть часто назначены неврологом. Хотя психотропные средства не всегда являются единственным или наилучшим решением их назначения. Также возможно, что их применение может быть временным.Существует несколько методов, позволяющих корректировать задержку в психоречевом развитии (ЗПРР). Работа с детским психологом необходима в случаях, когда задержка в речевом развитии связана с психологическими травмами, неблагополучной обстановкой в семье или когда ребенок избегает общения со сверстниками. Альтернативные методы лечения, такие как иппо- и дельфинотерапия, арт- и музыкотерапия, развитие моторики и различные развивающие упражнения, помогают в коррекции ЗПРР.
Важно отметить, что родители могут самостоятельно помочь своему ребенку, проводя с ним разные активности, такие как сборка паззлов, игры с музыкальными инструментами или подвижные игры. Также остеопатия может помочь детям с ЗПРР, путем мануального воздействия на активные точки на теле, сбалансируя работу нервной системы, обмен веществ и психику ребенка. Стоит заметить, что часто устранить ЗПРР с помощью логопеда-дефектолога или таблеток невозможно. Родители должны найти профессионалов, которые проведут комплексную диагностику и разработают план коррекции, включающий различные методы.
Фото: freepik.com