Сольник Фрументия Сафронова — разрыв шаблонов!
Жизнь, посвященная искусству Побывала на концерте артиста театра и кино, певца Фрументия Петровича САФРОНОВА под очень примечательным названием «Уонна хаһан?» (мой вольный перевод: «Когда еще?»).
Жизнь, посвященная искусству
Побывала на концерте артиста театра и кино, певца Фрументия Петровича САФРОНОВА под очень примечательным названием «Уонна хаһан?» (мой вольный перевод: «Когда еще?»).
Название концерта созвучно одноименному названию стихотворения народного поэта Якутии Петра ТОБУРОКОВА (1917-2001 гг.), которое было написано давно, но благодаря любителям якутской литературы и поэзии вновь приобрело в наши дни свою вторую жизнь и начало свой победный марш по нашим мессенджерам, СМИ. На эти замечательные стихи написано несколько вариаций песен, талантливо исполненных известными певцами. И вчера эти стихи на своем концерте прочитал — прожил Фрументий Сафронов, заслуженный артист Якутской АССР.
Хотя я и землячка Фрументия Петровича, к сожалению, ни разу не слышала раньше песен в его исполнении, больше слышала о нем в качестве прекрасного драматического артиста.
Когда я услышала несколько песен в его исполнении в ватсапе в преддверии его концерта, то почувствовала и ощутила ту незримую и удивительную, до глубины души доходящую энергетику, когда хочется вновь и вновь слышать это исполнение, снова и снова чувствовать это первозданное впечатление! А когда пришла информация об его предстоящем сольном концерте, то я просто загорелась великим желанием там побывать. И это мое желание исполнилось!
И снова на этом концерте меня охватило редкое и удивительное чувство волнения и трепета от прикосновения к Чуду! Да, именно к Чуду! Не чудо ли сидеть на концерте великого артиста — очень преклонных лет (Фрументию Петровичу через 2 года исполнится 85 лет!), который в свои 83 года может выстоять в один день 2 концерта с полным зрительным залом в одном из самых больших концертных площадок республики, да еще и держать в эти вкупе 4-5 часов зрительный зал в эмоциональном напряжении и до конца довести своего зрителя до культурного экстаза!
Обычно на концертах зал начинает бурно эмоционировать и яростно рукоплескать только после истечения какого-то времени, при «выдаче» певцами особых фишек. А тут все происходило нестандартно, так как с самой первой песни зрительный зал подарил просто бурные овации и рукоплескания!
Действительно, этой первой песне и этому удивительно проникновенному исполнению просто нельзя было отреагировать простыми аплодисментами. На ТАКОЕ якутский зритель дал совершенно адекватную реакцию, созвучную тому, ЧТО подарил нам Певец в самом начале концерта!
Удивительна история рождения этой песни под названием «Күнү таптыыбын» (вольный перевод автора: «Люблю Солнце»). Автором этой песни является незабвенный, один из самых любимых и почитаемых нашим народом певец и автор песен Христофор МАКСИМОВ, который посвятил эту песню именно Фрументию Петровичу Сафронову, когда он был еще юнцом. Дело в том, что Христофор Максимов много ездил по гастролям и каждый раз, когда приезжал в село Акана Ленинского района (ныне Нюрбинского улуса), где родился и жил тогда маленький Фрументий, артист всегда останавливался именно в доме у его родителей.
В те давние времена в каждом якутском селе были более или менее зажиточные сельчане, у которых площадь дома и средний семейный достаток позволяли размещать приезжих знаменитостей. И знаете, никто им за это не платил: ни за предоставление площадей, ни за кормление знаменитостей. Да к тому же, я думаю, эти семьи выставляли на стол для своих гостей все самое лучшее, которое сами-то только по великим праздникам позволяли себе кушать. Это «повинность» была в виде какой-то общественной нагрузки. А сами семьи, несмотря на большую финансовую нагрузку для семьи, считали за честь представлять своих земляков и односельчан в наилучшем свете! Вот такой у нас был и есть (по большей части в деревнях) гостеприимный и лишенной всяческой меркантильности народ! Очень часто, кстати, любил останавливаться у моих родителей тот самый Христофор Максимов, когда был на гастролях в Нюрбе и Антоновке, где тогда жили мои родители и с которым мой отец был знаком с 1954 года.
Я, услышав информацию о том, что свою песню «Күнү таптыыбын» Христофор Максимов посвятил совсем юному мальчику, подумала про себя: значит что-то увидел в маленьком Фрументее этот великий талантливый человек, значит узрел в нем еще тогда проблески таланта и заронил в нем некое зерно надежды этот юнец, надежды в то, что уготована была этому мальчику особая — творческая судьба. Ничего просто так в нашей жизни ведь не бывает: иногда даже мимолетная встреча с каким-то, возможно, малознакомым человеком оставляет след в твоей жизни, бывает в виде какого-то знамения, знака, правильно расценив которые человек иногда может найти ответы на свои вопросы. И также в случае с маленьким Фрументием произошло постепенное понимание своей миссии в этой жизни, благодаря встрече с этим великим сыном своего народа. И правильно тогда расценил этот знак юный Фрументий, получив дар от Христофора Максимова в виде посвященной ему песни. Возможно, тогда он понял свое предназначение и выбрал правильный путь.
И по жизни Фрументий Петрович считает своим талисманом и счастливым случаем встречу с этим удивительного таланта и судьбы человеком. Именно его песню «Биригэдьиир Марыына» (Бригадир Марина) юный 16-летний Фрументий исполнил перед приемной комиссией Щепкинского театрального училища, когда эта комиссия приехала в якутскую глубинку для отбора талантливой творческой молодежи для свежей струи кадров. А ведь никогда, насколько я слышала от людей, такие комиссии с пустыми руками из Якутии не уезжали!
Члены приемной комиссии были удивлены талантливым и артистичным парнишкой — не только его неординарным исполнением песни, но и как он изобразил, по заданию членов комиссии, петуха. Один из членов прямо давился от смеха, хватаясь за свой лоб. И каково же было изумление самого Фрументия, когда ему внезапно и неожиданно объявили о том, что его с первого же раза приняли в Щепкинское училище! Одно это обстоятельство, что раньше — в советские времена — российские творческие ВУЗы создавали многочисленные команды приемных комиссий и ездили по всей огромной нашей стране и отбирали настоящие народные таланты! Представляете, какая была мудрая кадровая политика! Сейчас, увы, туда позволяют проникнуть в основном только связи и деньги! Не потому ли с уходом известных и любимых артистов советского кино страна уже не запоминает новые лица, не трогают уже так зрительские сердца как трогала игра артистов в старых добрых советских фильмах.
Итак, возвращаясь к концерту.
Я бесконечно радуюсь, когда присутствую на концертах с живым звуком. Это высший пилотаж, когда певцы поют только вживую и зритель может вдоволь насладиться естественным, чистым и главное — настоящим звуком! Естественно, артист старой советской школы Фрументий Петрович все спел вживую, он не допускает «фанерного» исполнения. Отрадно, что в последнее время многие качественные концерты и наших молодых артистов проходят в формате живого звука. Это больше ценится зрителем!
Мои родители запомнили Фрументия Сафронова как талантливого драматического артиста. Со слов мамы он играл свои роли абсолютно по-особенному: запоминаемо, эффектно! В нем чувствовалась та особая харизма, которая запоминается зрителю и подпитывает его извечный интерес к судьбе этого артиста. Фрументий Петрович, оказывается, себя всегда считал больше драматическим артистом, а не исполнителем песен. Он сообщил, что петь стал больше в преклонном возрасте.
И Фрументий Петрович считает, что большим певческим талантом обладает его любимая супруга, его Муза по жизни, его единомышленник и соратник — Нина Ильинична ПОТАПОВА. «Моя Нина должна была стать известной всей республике певицей», — говорит Фрументий Петрович. Но, как это часто бывает, свою миссию Нина Ильинична видела в роли хранительницы семейного очага и предпочла роль Жены, а не Артиста. В следующем 2025 году будет 50 лет их совместной семейной жизни!
Услышав ее голос, я была поражена, насколько велик ее певческий Талант, подаренный природой! И я подумала про себя: Боже, сколько скрытых от глаз великих талантов остаются за бортом сцены и творческой жизни в нашей республике, супербогатой вообще талантами во всех отраслях народного хозяйства и в данном случае особенно в творческом плане. Даже обидно!
Услышали также мы голоса почти всей семьи Сафроновых: как я уже писала — голос супруги Нины Ильиничны, необычный голос его дочери Екатерины в сольном исполнении и в семейном ансамбле своей семьи ЛЬВОВЫХ — вместе с ее супругом Иваном Геннадьевичем и старшим сыном Эрхааном.
Когда на сцену пригласили всю семью, Фрументий Петрович с гордостью рассказал о внуке — старшем сыне дочери Екатерины Фрументьевны — 14-летнем Эрхаане САФРОНОВЕ. Внук оказался кандидатом в мастера спорта по шашкам, многократным призером Европы и России, многократным чемпионом Республики Саха (Якутия). Но дедушка с сожалением отметил, что в детстве Эрхаан любил петь, но со временем все его свободное от учебы время стали занимать шашки, и теперь он поет неохотно. Тем не менее, внук в знак уважения и солидарности с любимым дедом пришел поддержать его и даже весьма прилично спел очень мелодичную молодежную песню на якутском языке и сорвал бурные овации зрителей.
В это же время на сцене своей по-детски непосредственной и независимой жизнью очень органично тусили три малолетних сына семьи Львовых: 5-летние двойняшки Эрсан и Эркин, и младший 3-летний Эрчимэн. Такая милота была лицезреть этих очень независимых, совершенно незакомплексованных, но очень даже прилично ведущих себя (по детским меркам) на сцене потешных малышей! Прямо гордость охватила увидеть такую замечательную и талантливую полную семью с четырьмя сыновьями, когда прямо со сцены видишь светящиеся любовью и уважением друг к другу глаза любящих людей! Это ощущение полного счастья и гармонии в равной степени относилось как к семье дочери, так и к самой супружеской чете Фрументия Петровича и Нины Ильиничны!
Еще один момент хочу отметить: на концерте было много зрителей очень почтенного возраста и даже были маломобильные люди с ходунками и тросточками. Это меня впечатлило и обрадовало: представляете каково было сильно желание этих людей увидеть своего сверстника и насладиться его необычайно сильным голосом!
Я тут ненароком хочу вставить свое, как говорится, родное. На заре открытия в июле 2020 года нашей семейной клиники «Яннамед» на 203 микрорайоне мы с сестрой Елизаветой Яновной сами придумывали какие-то дизайнерские приемы, интересные решения, чтобы максимально заинтересовать не только качеством профессиональных медицинских услуг, но чтобы наши пациенты, почувствовав во всем интерьере клиники всю нашу любовь и уважение к каждому, кто переступает порог нашей клиники, захотели вновь с радостью и удовлетворением воспользоваться нашими услугами. И одним из таких моментов я считаю мою задумку сделать на стенах нашего дневного стационара выставку работ из алмазной мозаики нашей 90-летней матери Анны Афанасьевны — Почетной старейшины Республики Саха (Якутия). Знаете, этим я хотела доказать нашим юным согражданам, что нет! жизнь не заканчивается в 50-60 лет, как они зачастую с высоты своего юного возраста считают. Что жизнь прекрасна в любом возрасте, если она гармонична наполнена и имеет для человека смысл и цели до самого последнего вздоха! Что можно создавать Красоту, как картины моей матери, или обладать просто неподвластным возрасту и времени чарующим голосом, как у Фрументия Сафронова, чтобы и в 80, и в 90 лет радовать и дарить все краски жизни окружающим! Как это здорово! Как это жизнеутверждающе!
И теперь о том, что сподвигло меня написать это эссе. Это, несомненно, то чувство восхищения и преклонения перед необычайным голосом Фрументия Сафронова. «Почему такая характеристика его голоса?», — спросите вы. Разве нет голосов равных ему?». На что я отвечу: Нет и нет! Я не припомню ни одного нашего артиста — тем более непрофессионального певца, который бы до таких седых волос сохранил бы практически в первозданном виде свой уникально сильный голос. Есть и такие его сверстники, кто его слышал в молодом возрасте, например, мои родители, которые считают, что голос Фрументия, как хорошее вино, с годами только становится лучше! Я с твердым убеждением могу сказать, что если ты просто слышишь его голос, не зная о нем ничего, никогда не придут ассоциации с его настоящим возрастом — вот до чего у него по-молодому красивый, звонкий, сильный голос. Но в то же время в сочетании с его степенным возрастом, когда обычно большинство людей могут только пожинать плоды своих творений или деяний, особо ничем не занимаясь, в его случае получился необычно сильный тандем яркого и молодого голоса с очень сильно проявляющейся только с годами особой чувственностью и певческой жизненной мудростью. Это было особенно заметно, когда он пел в дуэте с молодыми коллегами. Абсолютно ничего плохого не скажу про выступавших с ним певцов — они все без исключения, несомненно, украсили своими мощными голосами вчерашний концерт. Но знаете, я заметила, что каждую свою песню Фрументий Петрович ПРОЖИВАЕТ на сцене с первого и до самого последнего аккорда! Зритель чувствует, как Артист проникает в душу песни и держит эту незримую, высокую во всех отношениях, связующую нить от начала и до конца! Какими-то полужестами, движениями руки, поворотами головы, особыми обертонами — Фрументий Петрович приковывал внимание не к мелким деталям — например, какой у него костюм или головной убор, а к самому главному — глубокому смыслу и значимости исполняемого произведения. Зритель — слушатель, ощутив это волшебство, увидев и услышав это чудесное слияние в одно целое исполнителя и песни, получает наивысшее удовольствие и удовлетворение! Что беспрерывно в течение всего концерта и происходило! Это дано не каждому! Этому нашим молодым певцам, артистам надо еще учиться и учиться! Я бы посоветовала на будущее взять этот совет на вооружение и к таким мастодонтам сцены специально покупать билеты и водить талантливых, подающих большие надежды детей и молодых людей для обучения! Живой пример ничто не заменит!
Также искренне, неистово и ярко Фрументий Петрович играл на сцене Нюрбинского передвижного драматического театра в молодости! Возможно всему тому, что вчера происходило на сцене — всему предтечей было его артистическое прошлое? Возможно, да! И как это было здорово! И как это было величественно — в 83 года собирать полные концертные залы!
В конце концерта весь зал встал и долго аплодировал — бурно, искренне и одухотворенно!
Я вновь снимаю шляпу и не перестаю восхищаться перед талантливыми людьми Земли Олонхо: людьми самых разных возрастов — от мала до велика, людей разных профессий и призваний! Я ГОРДА ТЕМ, ЧТО РОДИЛАСЬ В ЯКУТИИ, от того, что я — живой свидетель великих дел и творений моего народа!
Светлана Яновна ЯКОВЛЕВА — учредитель, генеральный директор ООО Медицинская клиника «Яннамед», кандидат медицинских наук, заслуженный работник здравоохранения Республики Саха (Якутия). Апрель 2024 г.
Фото: Иона ИОНСКОГО.Последние новости
Подготовлен анализ отказов в государственной регистрации муниципальных правовых актов за 2 полугодие 2024 года
Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Саха (Якутия) в рамках оказания органам местного самоуправления методической помощи по вопросам обеспечения соответствия уставов муниципальных образован
Управление Минюста России по Республике Саха (Якутия) приняло участие во Всероссийской благотворительной акции «Ёлка желаний»
Сотрудники Управления Минюста России по Республике Саха (Якутия) приняли участие во Всероссийской благотворительной акции «Ёлка желаний».
Мининноваций и Торгово-промышленная палата подписали меморандум о сотрудничестве
Соглашение подписали министр Василий Ефимов и председатель палаты Марина Богословская Между министерством инноваций,
Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество
Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи