Сольник Фрументия Сафронова — разрыв шаблонов!
Жизнь, посвященная искусству Побывала на концерте артиста театра и кино, певца Фрументия Петровича САФРОНОВА под очень примечательным названием «Уонна хаһан?» (мой вольный перевод: «Когда еще?»).
Жизнь, посвященная искусству
Побывала на концерте артиста театра и кино, певца Фрументия Петровича САФРОНОВА под очень примечательным названием «Уонна хаһан?» (мой вольный перевод: «Когда еще?»).
Название концерта созвучно одноименному названию стихотворения народного поэта Якутии Петра ТОБУРОКОВА (1917-2001 гг.), которое было написано давно, но благодаря любителям якутской литературы и поэзии вновь приобрело в наши дни свою вторую жизнь и начало свой победный марш по нашим мессенджерам, СМИ. На эти замечательные стихи написано несколько вариаций песен, талантливо исполненных известными певцами. И вчера эти стихи на своем концерте прочитал — прожил Фрументий Сафронов, заслуженный артист Якутской АССР.
Хотя я и землячка Фрументия Петровича, к сожалению, ни разу не слышала раньше песен в его исполнении, больше слышала о нем в качестве прекрасного драматического артиста.
Когда я услышала несколько песен в его исполнении в ватсапе в преддверии его концерта, то почувствовала и ощутила ту незримую и удивительную, до глубины души доходящую энергетику, когда хочется вновь и вновь слышать это исполнение, снова и снова чувствовать это первозданное впечатление! А когда пришла информация об его предстоящем сольном концерте, то я просто загорелась великим желанием там побывать. И это мое желание исполнилось!
И снова на этом концерте меня охватило редкое и удивительное чувство волнения и трепета от прикосновения к Чуду! Да, именно к Чуду! Не чудо ли сидеть на концерте великого артиста — очень преклонных лет (Фрументию Петровичу через 2 года исполнится 85 лет!), который в свои 83 года может выстоять в один день 2 концерта с полным зрительным залом в одном из самых больших концертных площадок республики, да еще и держать в эти вкупе 4-5 часов зрительный зал в эмоциональном напряжении и до конца довести своего зрителя до культурного экстаза!
Обычно на концертах зал начинает бурно эмоционировать и яростно рукоплескать только после истечения какого-то времени, при «выдаче» певцами особых фишек. А тут все происходило нестандартно, так как с самой первой песни зрительный зал подарил просто бурные овации и рукоплескания!
Действительно, этой первой песне и этому удивительно проникновенному исполнению просто нельзя было отреагировать простыми аплодисментами. На ТАКОЕ якутский зритель дал совершенно адекватную реакцию, созвучную тому, ЧТО подарил нам Певец в самом начале концерта!
Удивительна история рождения этой песни под названием «Күнү таптыыбын» (вольный перевод автора: «Люблю Солнце»). Автором этой песни является незабвенный, один из самых любимых и почитаемых нашим народом певец и автор песен Христофор МАКСИМОВ, который посвятил эту песню именно Фрументию Петровичу Сафронову, когда он был еще юнцом. Дело в том, что Христофор Максимов много ездил по гастролям и каждый раз, когда приезжал в село Акана Ленинского района (ныне Нюрбинского улуса), где родился и жил тогда маленький Фрументий, артист всегда останавливался именно в доме у его родителей.
В те давние времена в каждом якутском селе были более или менее зажиточные сельчане, у которых площадь дома и средний семейный достаток позволяли размещать приезжих знаменитостей. И знаете, никто им за это не платил: ни за предоставление площадей, ни за кормление знаменитостей. Да к тому же, я думаю, эти семьи выставляли на стол для своих гостей все самое лучшее, которое сами-то только по великим праздникам позволяли себе кушать. Это «повинность» была в виде какой-то общественной нагрузки. А сами семьи, несмотря на большую финансовую нагрузку для семьи, считали за честь представлять своих земляков и односельчан в наилучшем свете! Вот такой у нас был и есть (по большей части в деревнях) гостеприимный и лишенной всяческой меркантильности народ! Очень часто, кстати, любил останавливаться у моих родителей тот самый Христофор Максимов, когда был на гастролях в Нюрбе и Антоновке, где тогда жили мои родители и с которым мой отец был знаком с 1954 года.
Я, услышав информацию о том, что свою песню «Күнү таптыыбын» Христофор Максимов посвятил совсем юному мальчику, подумала про себя: значит что-то увидел в маленьком Фрументее этот великий талантливый человек, значит узрел в нем еще тогда проблески таланта и заронил в нем некое зерно надежды этот юнец, надежды в то, что уготована была этому мальчику особая — творческая судьба. Ничего просто так в нашей жизни ведь не бывает: иногда даже мимолетная встреча с каким-то, возможно, малознакомым человеком оставляет след в твоей жизни, бывает в виде какого-то знамения, знака, правильно расценив которые человек иногда может найти ответы на свои вопросы. И также в случае с маленьким Фрументием произошло постепенное понимание своей миссии в этой жизни, благодаря встрече с этим великим сыном своего народа. И правильно тогда расценил этот знак юный Фрументий, получив дар от Христофора Максимова в виде посвященной ему песни. Возможно, тогда он понял свое предназначение и выбрал правильный путь.
И по жизни Фрументий Петрович считает своим талисманом и счастливым случаем встречу с этим удивительного таланта и судьбы человеком. Именно его песню «Биригэдьиир Марыына» (Бригадир Марина) юный 16-летний Фрументий исполнил перед приемной комиссией Щепкинского театрального училища, когда эта комиссия приехала в якутскую глубинку для отбора талантливой творческой молодежи для свежей струи кадров. А ведь никогда, насколько я слышала от людей, такие комиссии с пустыми руками из Якутии не уезжали!
Члены приемной комиссии были удивлены талантливым и артистичным парнишкой — не только его неординарным исполнением песни, но и как он изобразил, по заданию членов комиссии, петуха. Один из членов прямо давился от смеха, хватаясь за свой лоб. И каково же было изумление самого Фрументия, когда ему внезапно и неожиданно объявили о том, что его с первого же раза приняли в Щепкинское училище! Одно это обстоятельство, что раньше — в советские времена — российские творческие ВУЗы создавали многочисленные команды приемных комиссий и ездили по всей огромной нашей стране и отбирали настоящие народные таланты! Представляете, какая была мудрая кадровая политика! Сейчас, увы, туда позволяют проникнуть в основном только связи и деньги! Не потому ли с уходом известных и любимых артистов советского кино страна уже не запоминает новые лица, не трогают уже так зрительские сердца как трогала игра артистов в старых добрых советских фильмах.
Итак, возвращаясь к концерту.
Я бесконечно радуюсь, когда присутствую на концертах с живым звуком. Это высший пилотаж, когда певцы поют только вживую и зритель может вдоволь насладиться естественным, чистым и главное — настоящим звуком! Естественно, артист старой советской школы Фрументий Петрович все спел вживую, он не допускает «фанерного» исполнения. Отрадно, что в последнее время многие качественные концерты и наших молодых артистов проходят в формате живого звука. Это больше ценится зрителем!
Мои родители запомнили Фрументия Сафронова как талантливого драматического артиста. Со слов мамы он играл свои роли абсолютно по-особенному: запоминаемо, эффектно! В нем чувствовалась та особая харизма, которая запоминается зрителю и подпитывает его извечный интерес к судьбе этого артиста. Фрументий Петрович, оказывается, себя всегда считал больше драматическим артистом, а не исполнителем песен. Он сообщил, что петь стал больше в преклонном возрасте.
И Фрументий Петрович считает, что большим певческим талантом обладает его любимая супруга, его Муза по жизни, его единомышленник и соратник — Нина Ильинична ПОТАПОВА. «Моя Нина должна была стать известной всей республике певицей», — говорит Фрументий Петрович. Но, как это часто бывает, свою миссию Нина Ильинична видела в роли хранительницы семейного очага и предпочла роль Жены, а не Артиста. В следующем 2025 году будет 50 лет их совместной семейной жизни!
Услышав ее голос, я была поражена, насколько велик ее певческий Талант, подаренный природой! И я подумала про себя: Боже, сколько скрытых от глаз великих талантов остаются за бортом сцены и творческой жизни в нашей республике, супербогатой вообще талантами во всех отраслях народного хозяйства и в данном случае особенно в творческом плане. Даже обидно!
Услышали также мы голоса почти всей семьи Сафроновых: как я уже писала — голос супруги Нины Ильиничны, необычный голос его дочери Екатерины в сольном исполнении и в семейном ансамбле своей семьи ЛЬВОВЫХ — вместе с ее супругом Иваном Геннадьевичем и старшим сыном Эрхааном.
Когда на сцену пригласили всю семью, Фрументий Петрович с гордостью рассказал о внуке — старшем сыне дочери Екатерины Фрументьевны — 14-летнем Эрхаане САФРОНОВЕ. Внук оказался кандидатом в мастера спорта по шашкам, многократным призером Европы и России, многократным чемпионом Республики Саха (Якутия). Но дедушка с сожалением отметил, что в детстве Эрхаан любил петь, но со временем все его свободное от учебы время стали занимать шашки, и теперь он поет неохотно. Тем не менее, внук в знак уважения и солидарности с любимым дедом пришел поддержать его и даже весьма прилично спел очень мелодичную молодежную песню на якутском языке и сорвал бурные овации зрителей.
В это же время на сцене своей по-детски непосредственной и независимой жизнью очень органично тусили три малолетних сына семьи Львовых: 5-летние двойняшки Эрсан и Эркин, и младший 3-летний Эрчимэн. Такая милота была лицезреть этих очень независимых, совершенно незакомплексованных, но очень даже прилично ведущих себя (по детским меркам) на сцене потешных малышей! Прямо гордость охватила увидеть такую замечательную и талантливую полную семью с четырьмя сыновьями, когда прямо со сцены видишь светящиеся любовью и уважением друг к другу глаза любящих людей! Это ощущение полного счастья и гармонии в равной степени относилось как к семье дочери, так и к самой супружеской чете Фрументия Петровича и Нины Ильиничны!
Еще один момент хочу отметить: на концерте было много зрителей очень почтенного возраста и даже были маломобильные люди с ходунками и тросточками. Это меня впечатлило и обрадовало: представляете каково было сильно желание этих людей увидеть своего сверстника и насладиться его необычайно сильным голосом!
Я тут ненароком хочу вставить свое, как говорится, родное. На заре открытия в июле 2020 года нашей семейной клиники «Яннамед» на 203 микрорайоне мы с сестрой Елизаветой Яновной сами придумывали какие-то дизайнерские приемы, интересные решения, чтобы максимально заинтересовать не только качеством профессиональных медицинских услуг, но чтобы наши пациенты, почувствовав во всем интерьере клиники всю нашу любовь и уважение к каждому, кто переступает порог нашей клиники, захотели вновь с радостью и удовлетворением воспользоваться нашими услугами. И одним из таких моментов я считаю мою задумку сделать на стенах нашего дневного стационара выставку работ из алмазной мозаики нашей 90-летней матери Анны Афанасьевны — Почетной старейшины Республики Саха (Якутия). Знаете, этим я хотела доказать нашим юным согражданам, что нет! жизнь не заканчивается в 50-60 лет, как они зачастую с высоты своего юного возраста считают. Что жизнь прекрасна в любом возрасте, если она гармонична наполнена и имеет для человека смысл и цели до самого последнего вздоха! Что можно создавать Красоту, как картины моей матери, или обладать просто неподвластным возрасту и времени чарующим голосом, как у Фрументия Сафронова, чтобы и в 80, и в 90 лет радовать и дарить все краски жизни окружающим! Как это здорово! Как это жизнеутверждающе!
И теперь о том, что сподвигло меня написать это эссе. Это, несомненно, то чувство восхищения и преклонения перед необычайным голосом Фрументия Сафронова. «Почему такая характеристика его голоса?», — спросите вы. Разве нет голосов равных ему?». На что я отвечу: Нет и нет! Я не припомню ни одного нашего артиста — тем более непрофессионального певца, который бы до таких седых волос сохранил бы практически в первозданном виде свой уникально сильный голос. Есть и такие его сверстники, кто его слышал в молодом возрасте, например, мои родители, которые считают, что голос Фрументия, как хорошее вино, с годами только становится лучше! Я с твердым убеждением могу сказать, что если ты просто слышишь его голос, не зная о нем ничего, никогда не придут ассоциации с его настоящим возрастом — вот до чего у него по-молодому красивый, звонкий, сильный голос. Но в то же время в сочетании с его степенным возрастом, когда обычно большинство людей могут только пожинать плоды своих творений или деяний, особо ничем не занимаясь, в его случае получился необычно сильный тандем яркого и молодого голоса с очень сильно проявляющейся только с годами особой чувственностью и певческой жизненной мудростью. Это было особенно заметно, когда он пел в дуэте с молодыми коллегами. Абсолютно ничего плохого не скажу про выступавших с ним певцов — они все без исключения, несомненно, украсили своими мощными голосами вчерашний концерт. Но знаете, я заметила, что каждую свою песню Фрументий Петрович ПРОЖИВАЕТ на сцене с первого и до самого последнего аккорда! Зритель чувствует, как Артист проникает в душу песни и держит эту незримую, высокую во всех отношениях, связующую нить от начала и до конца! Какими-то полужестами, движениями руки, поворотами головы, особыми обертонами — Фрументий Петрович приковывал внимание не к мелким деталям — например, какой у него костюм или головной убор, а к самому главному — глубокому смыслу и значимости исполняемого произведения. Зритель — слушатель, ощутив это волшебство, увидев и услышав это чудесное слияние в одно целое исполнителя и песни, получает наивысшее удовольствие и удовлетворение! Что беспрерывно в течение всего концерта и происходило! Это дано не каждому! Этому нашим молодым певцам, артистам надо еще учиться и учиться! Я бы посоветовала на будущее взять этот совет на вооружение и к таким мастодонтам сцены специально покупать билеты и водить талантливых, подающих большие надежды детей и молодых людей для обучения! Живой пример ничто не заменит!
Также искренне, неистово и ярко Фрументий Петрович играл на сцене Нюрбинского передвижного драматического театра в молодости! Возможно всему тому, что вчера происходило на сцене — всему предтечей было его артистическое прошлое? Возможно, да! И как это было здорово! И как это было величественно — в 83 года собирать полные концертные залы!
В конце концерта весь зал встал и долго аплодировал — бурно, искренне и одухотворенно!
Я вновь снимаю шляпу и не перестаю восхищаться перед талантливыми людьми Земли Олонхо: людьми самых разных возрастов — от мала до велика, людей разных профессий и призваний! Я ГОРДА ТЕМ, ЧТО РОДИЛАСЬ В ЯКУТИИ, от того, что я — живой свидетель великих дел и творений моего народа!
Светлана Яновна ЯКОВЛЕВА — учредитель, генеральный директор ООО Медицинская клиника «Яннамед», кандидат медицинских наук, заслуженный работник здравоохранения Республики Саха (Якутия). Апрель 2024 г.
Фото: Иона ИОНСКОГО.Последние новости
Досрочные выборы депутатов в поселке Белая Гора
Голосование проходит в соответствии с законодательством и с присутствием наблюдателей.
Досрочные выборы в поселке Белая Гора
Граждане голосуют за новых депутатов в Центральном округе.
Новая эра грузоперевозок в Арктику через Нижний Бестях
Подписаны соглашения для организации мультимодального коридора доставки грузов.
Новые правила жизни с 1 сентября
Тех, кто реже будет пользоваться услугами такси и чаще — общественным транспортом, может стать больше.