Александр Кошуков: «Труд водителя на Крайнем Севере требует настоящего героизма!»

Уважаемые жители Республики Саха (Якутия), дорогие друзья! Сегодня — последнее воскресенье октября, и этот день мы отмечаем как День работников автомобильного и городского транспорта.

Уважаемые жители Республики Саха (Якутия), дорогие друзья! Сегодня — последнее воскресенье октября, и этот день мы отмечаем как День работников автомобильного и городского транспорта.

История одного из любимых профессиональных праздников в нашей стране начинается с Указа Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1976 года. Сначала этот день действительно задумывался только как дань огромного уважения людям определенной профессии — водителям. Но чем больше и плотнее входили в нашу жизнь автомобили, в том числе, личные, тем более общенародным праздником он становился. Сегодня, помимо профессионалов, этот день теперь так или отмечают все, кто водит машину.

Главные герои этого дня — профессиональные водители — люди, управляющие грузовиками, автобусами, легковыми автомобилями. В этот день мы также поздравляем и благодарим всех, кто занимается сервисным обслуживанием транспортных средств и их производством: шиномонтажников, автослесарей, механиков, автомобильных инженеров и конструкторов, руководителей и сотрудников транспортных предприятий.

День автомобилиста показывает важность автотранспорта в экономике и нашей повседневной жизни, демонстрирует глубокую дань уважения всем работникам этой сферы.
Первый в мире автомобиль был изобретен в 1886 году. Первый автомобиль в России появился в 1891 году. В 1896 году на Нижегородской выставке демонстрировался отечественный автомобиль Яковлева-Фрезе. В ХХ век Россия вошла с автомобилями, и весь прошлый век (а тем более нынешний!) невозможно представить без этого вида транспорта.

Колесный тракт Рухлово (ныне Сковородино) — Якут длиной 308 верст был построен в 1916 году Верхне-Амурской золотопромышленной компанией для перевозки золота с Тимптонских приисков. Зимой 1924 года была прорублена  двухметровая просека от станции Якут до алданских приисков, в то время служившая зимником.

Летом 1925 года начался ремонт дороги до поселка Нагорный, а весной 1926 года – изыскательские работы по определению дороги до Алдана. Вся трасса была разбита на участки длиной по 50-60 километров. Когда в 1926 году образовался поселок Чульман, основой его жизнедеятельности стало создание автопункта по обслуживания автомобилей  с подчинением его управлению «АЯМзолототранс», находящемуся в Большом Невере. Первым начальником строительства АЯМа был назначен инженер-путеец И.Н. Пилин. Управление стройки находилось в п. Стрелка Амурской области. Со строительства и ввода в эксплуатацию автодороги от Амура на Якутск началось настоящее развитие Чульмана. 


Началом деятельности автомобильного и дорожного хозяйства АЯМа стал 1929 год, когда дорога Большой Невер – Незаметный вступила в строй. В это время на нашу землю пришли первые автомобилисты. В 1929 году в распоряжении «АЯМзолототранса» было пять автомобилей марки «Штейер» грузоподъемностью 2,5 тонны каждый. В 1932 году дорога длиной 728 километров дошла до Томмота. В «АЯМтранс» стали поступать в массовом количестве грузовые автомобили с новых советских автозаводов — АМО, «Брюсинги», «Ярославцы», ЗИС-5». 

Автомобили были тихоходны и совершенно не приспособлены для работ в зимних северных условиях. На рейс затрачивали 10-15 дней. Кабины были холодные, некоторые из фанеры. Водители ехали в тулупах, зачастую, включив первую передачу, держась одной рукой за руль, шли рядом с машиной, чтобы согреться. Дорогу расчищали вместе с рабочим, который отправлялся в рейс в одной кабине с водителем. Часто не хватало топлива, масел, запчастей.


Но первые водители АЯМа с честью вынесли эти испытания, обеспечив необходимыми грузами развивающуюся горную промышленность Южной Якутии. История сохранила их имена: Яков Ефимович Паутов, Петр Филиппович Сивец, Петр Иванович Куминов, П.И.Лю, фамилии — Коробейников, Ковальчук, Ананьев, Выборов, Волков, Игнатов.

Одному из автомобилей, на которых начинали первые водители, 9 мая 2020 года был поставлен памятник  в Чульмане. Это ГАЗ-АА — советский грузовой автомобиль Нижегородского (в 1932 году), позже Горьковского автозавода, грузоподъёмностью 1,5 тонн – так называемая «полуторка». За основу был взят Форд модели АА образца 1930 года, но советские инженеры подготовили собственные чертежи, пересмотрев конструкцию, узлы, платформу. В отличие от американского прототипа, на ГАЗ-АА были усилены картер сцепления, рулевой механизм, установлен воздушный фильтр. С 1933 года ГАЗ-АА собирали полностью из советских комплектующих.
К началу Великой Отечественной войны в рядах РККА числилась 151 тысяча таких машин.  Из них 150 автомобилей прибыло в ряды Вооруженных сил из Чульмана. Чульманские водители уходили на фронт на своих автомобилях, а легендарная «полуторка» стала самым массовым советским автомобилем первой половины XX века. Её можно было встретить на дорогах страны вплоть до конца 1960-х.
Строительство Южно-Якутского территориально-промышленного комплекса и города Нерюнгри и новых поселков в 70-е годы ХХ века способствовало появлению новых крупных автохозяйств на территории Нерюнгринского района. В составе предприятия «Якутуголь» в 1977 году образовалась автобаза технологического автотранспорта. Её первым директором стал Петр Шиманович Розентуль. В 1980 году была основана Нерюнгринская автобаза, первый директор – Леонид Петрович Баранник. 1 июня 1984 года было создано пассажирское автотранспортное предприятие (ПАТП) города Нерюнгри. Сегодня свои водители-профессионалы есть на каждом нерюнгринском предприятии.
В Нерюнгри и сегодня живет один из самых выдающихся профессионалов в сфере автомобильного транспорта нашей республики – Виктор Григорьевич Скотаренко. Уроженец города Краматорска Донецкой области, с 1978 года он работает в сфере автомобильного транспорта в Нерюнгринском районе. С 1984  года он возглавляет Нерюнгринское автотранспортное предприятие, ОАО «Сахаавтотранс». Как бы ни менялось со сменой эпох название предприятия, неизменным в нем уже сорок лет остается фамилия его легендарного руководителя. В течение 22 лет (пять созывов!) Виктор Скотаренко был депутатом Городского Собрания Представителей, Муниципального Совета Нерюнгринского района, районного Совета. Заслуженный работник транспорта Якутии и России, Почетный автотранспортник Якутии и РФ, награжден Знаком отличия «Гражданская доблесть». 24 августа 2010 года Виктору Григорьевичу Скотаренко было присвоено звание Почетного гражданина Нерюнгринского района. Он остается прекрасным и живым примером для многих молодых водителей и автомобилистов. 
Труд водителя, тем более в условиях Крайнего Севера,  требует особых человеческих качеств.  Мужество, спокойствие, терпение, выносливость, иногда – настоящий, без преувеличения, героизм. Работа водителя требует внимательности, умения быстро переключаться, концентрироваться на дороге, быстро оценивать ситуацию, мгновенно принимать решения в стрессовой ситуации. Дорожные условия часто бывают сложными: туман, гололед, ливень, снегопад, зной, плохие или опасные дороги. Нередко в пути требуется самостоятельно ремонтировать автомобиль в экстремальных условиях.
Сегодня мы благодарим водителей-профессионалов, которых в нашей республике очень много. Приветствуем автомобилистов-любителей, в том числе представительниц прекрасного пола, которых с каждым годом на дорогах Якутии становится больше.
Уважаемые автомобилисты Республики Саха (Якутия), дорогие земляки!
Разрешите от всей души поздравить с профессиональным праздником водителей, автослесарей, механиков, автолюбителей и всех, кто причастен к этой важной и сложной профессии!
Желаю вам крепкого здоровья и счастья, успехов в работе и мира в доме, семейного и жизненного благополучия. Чтобы вам всегда сопутствовали ровные дороги, зеленый свет светофора, надежный и послушный автомобиль, верные друзья и добрые люди в пути! И, конечно, чтобы дома вас всегда с нетерпением ждали любимые и дорогие вам люди.
С праздником, уважаемые автомобилисты!

Александр КОШУКОВ,
краевед, основатель музея «Мир времени», народный депутат Якутии.

Последние новости

ФАС усилит контроль за ценообразованием на хлеб недлительного хранения

Служба направила в территориальные органы ведомства соответствующее поручение Ранее ФАС России провела исследование по оценке долей участников рынков хлеба недлительного хранения из пшеничной, ржаной,

Якутские бойцы получили поддержку от местных властей

Юрий Гаврильев, заместитель руководителя Администрации Главы и Правительства Республики Саха (Якутия), и Альберт Семенов, председатель Якутской городской Думы от партии "Единая Россия",

В Якутской городской думе состоялась комиссия по развитию территорий и агропромышленного комплекса

Заседание комиссии прошло под руководством председателя комиссии Ивана Салатюка с участием начальника ГБУ РС(Я) «Управление ветеринарии города Якутска» – Артема Бурцева,

Домашний интернет: выбор для тех, кто ценит комфорт и качество

Высокая скорость, стабильное соединение и выгодные тарифы для всей семьи

На этом сайте вы найдете актуальные вакансии в Гатчине с предложениями работы от ведущих работодателей города

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *