«Брутто-контракты» нам помогут? В Якутске началось общественное обсуждение автобусной реформы

YAKUTIA.INFO. В Якутске осенью этого года стартует реформа общественного транспорта.

Текст: Yakutia.Info Фото: Якутия.Инфо, Якутск.рф

YAKUTIA.INFO. В Якутске осенью этого года стартует реформа общественного транспорта. Городские власти на этой неделе приступили к ознакомлению жителей с основными принципами предложенной системы. Вкратце суть в переходе на «брутто-контракты», когда водителям будут платить не за количество перевезенных пассажиров, а за километры. При этом власти заявляют, что это обеспечит улучшение графика и в целом качества работы автобусов.

Однако у предложенной схемы есть и критики. Вкратце они сводятся к основным двум моментам. Первое – система задумана для заботы о горожанах, а о банке – получателе финансов. И второй – новая система не улучшит качество перевозок, как это уже было в других городах.

Что предлагает мэрия Якутска

Мэр Якутска Евгений Григорьев 7 февраля в прямом эфире в социальных сетях рассказал подписчикам о планах развития маршрутной сети общественного транспорта и ответил на вопросы горожан, сообщает Yakutskcity .

«В сентябре 2023 года истекают договоры с текущими перевозчиками на автобусных маршрутах. Новые договоры будут заключены уже с другим подходом. Мы хотим перейти на «брутто-контракты», где город в лице администрации выступает заказчиком услуги перевозки. Основная задача перевозчика будет заключаться в перевозке пассажиров по строго определенному графику. За это из городского бюджета будет выплачиваться причитающаяся предпринимателю оплата», - пояснил Евгений Григорьев.

Глава города продемонстрировал на специально созданном сайте https://yakutsk-transport.ru/ результаты первого этапа проекта по созданию оптимальной сети общественного транспорта для жителей города Якутска, разработанной исходя из текущего пассажиропотока.

В новой сети основные маршруты будут работать до 23:00 часов. На остановках планируется благоустройство площадок, а на более загруженных пунктах – установка тёплых павильонов. Кроме того, благодаря предполагаемой организации выделенных полос движение автобусов станет предсказуемым независимо от ситуации с заторами.

Заявлено, что в новой сети основные маршруты будут работать до 23:00 часов

Проект маршрутной сети предполагает четыре типа маршрутов: магистральные, городские, подвозящие и пригородные. Все они имеют свои функции и строгое место в единой системе перевозок.

Магистральный маршрут увозит максимально загруженный пассажиропоток, по которому ездит, к примеру, новый маршрут № 100. Городской маршрут обеспечивает связку округов города. Например, это 59 и 70 маршруты. Задача подвозящего маршрута перевозить людей из периферийных участков города, где нет стабильной транспортной доступности, к центральным развязкам.

По пригородному маршруту планируется создание транспортно-пересадочных узлов «Медцентр», «Аэропорт» и «202-й микрорайон», откуда можно будет продолжить поездку на других маршрутах в разные точки города. Пересадки по транспортной карте в течение часа станут бесплатными.

В настоящее время продолжается сбор мнений, пожеланий и предложений по созданию оптимальной сети общественного транспорта для жителей города Якутска. Для этого необходимо перейти по ссылке https://yakutsk-transport.ru/ . На сайте можно ознакомиться с проектом новой маршрутной сети, оставить свои предложения и пожелания по организации новых, изменению или отмене существующих маршрутов.

В общем, брутто-контракты – это не про заботу о пассажирах

Виталий Обедин: Брутто-контракты – это забота не о горожанах, а забота об «АЭБ»

Журналист и политолог – руководитель якутского отделения «Партии дела» Виталий Обедин считает, что реформа задумана далеко не в целях заботы о горожанах.

«По поводу пассажирских перевозок. Еще вчера хотел сделать этот пост, да руки не доходили, а сегодня утром у меня домочадцы взбунтовались: караул, наш удобный 17-й маршрут отменяют, ты-то чего молчишь! – написал Обедин в своем ТГ-канале. – А что тут скажешь? Это же изначально не для людей затеяно. Когда в 2021 г. новоизбранный градоначальник только начал кидаться умным словом «брутто-контракты», я полез энто дело гуглить (посмотреть опыт других регионов) и обнаружил интересное: тема синхронно идет по крупным муниципалитетам примерно с середины 2020 г.

...В общем, брутто-контракты – это не про заботу о пассажирах.

И даже не про заботу об интересах города. Та же Пермь, упомянутая выше, сейчас влетела на лишних полмиллиарда рублей в год, которые вынуждена доплачивать перевозчикам. Речь идет всего лишь о перераспределении финансового потока.

Когда все переделили и перепилили (даже мусор!), а свободной земли почти не осталось, приходится проявлять креатив. Суть везде одна и та же – отделить перевозчика от денег (поток живого бабла!). Мол, будут думать о том, чтобы соблюдать график, а не о том, чтобы зарабатывать на пассажирах. Но вопрос соблюдения графика – это вопрос текущего муниципального контроля. Если вы сегодня не можете заставить частников его соблюдать, то не сможете и завтра.

И даже то, как в мэрии сейчас не только мешают и перекраивают маршруты, нисколько не заботясь об удобстве и интересе жителей в угоду некой «целесообразности», говорит о том, что пассажир в этой истории – даже не на втором месте. Это только власть у них, блин, должна быть преемственной, а сохранять привычную, исторически сложившуюся нумерацию автобусов – принципы не велят.

Про деньги. Мэр Григорьев долго, путано и противоречиво пояснял, почему у всех маршрутов должна быть приблизительно равная "экономическая составляющая". А зачем она нужна при брутто-контракте?

Брутто-контракт – это модель организации пассажирских перевозок, при которой перевозчики перечисляют всю собранную с пассажиров выручку в бюджет города, а городская администрация оплачивает выполнение рейсов по маршрутам. В такой системе оплата работы перевозчиков зависит не от числа пассажиров, а от выполнения транспортной работы.

Название

Это приблизительно так, как при СССР. Зашел в автобус, кинул 6 коп. в кассу, оторвал билетик и поехал. Деньги с кассы уходят в ЯПАП-1 (государству) и водитель к тем деньгам никакого отношения не имеет. А уже в ЯПАП-1 (государстве) те деньги пилят – за счет прибыльных маршрутов перекрывают убыточные. А все водилы получают приблизительно одинаковую зарплату.

При брутто-контракте точно так же все деньги уходят в муниципалитет в лице МКУ «Организатор перевозок» и он там вполне может деньги с прибыльных маршрутов перенаправить на убыточные. Деньгами с того же 14 маршрута закрыть убытки 8-ки. Деньги все в одной куче, затраты у автобуса с километра. И зачем тут резать маршруты с учетом какой-то "экономической составляющей"? Плати с "колеса" и проблем нет. Зачем делать маршруты с приблизительно одинаковой экономикой? Ведь перевозчик деньги то не с выручки получает, а за выполнение графика движения. Ему что есть пассажир, что нет – без разницы. Для него главное – вовремя на маршрут выйти и на остановку приехать. И чтобы автобус соответствовал всем предъявляемым требованиям. Это и есть оплата по брутто-контракту.

Так ведь нет, Григорьев битый час пытался объяснить, что очень важно иметь "экономическую составляющую" для каждого конкретного маршрута. Но так и не смог пояснить, зачем это надо.

Ну так давайте попробуем за него найти объяснение. А объяснение может быть только одно – деньги за проезд в одну куче в муниципальном учреждении «Организатор перевозок» собираться не будут. Соответственно перекрывать убытки одних прибылью других не получится. А почему? Да потому что из этой схемы выпадает АЭБ.

Банк по закону организатором перевозок быть не может – это муниципальные полномочия и должны исполняться соответствующим муниципальным предприятием. Следовательно, собирать все деньги и распоряжаться ими он не сможет. Значит, для сохранения банка в схеме и роли фактического организатора перевозок все маршруты должны иметь приблизительно равную экономику – тогда нужда в перетасовке отпадает. А продавать проездные, обслуживать карты с валидаторами, заниматься перечислением субсидий и т. д. он вполне может как платежный агент по поручению МКУ. То есть для АЭБа ничего практически не поменяется, он по-прежнему будет крутить транспортные деньги.

Так что весь этот гемор для горожан с такой странной и нелогичной маршрутной нарезкой придуман для сохранения АЭБа в схеме», - подытожил свое мнение Обедин.

АЭБ по-прежнему будет крутить транспортные деньги

«Яктаймс»: Во многих городах отрицательные отзывы об этой системе

Политический ТГ-канал «Яктаймс» считает, что улучшений работы автобусов ждать точно не придется. Более того, будет ухудшение, как это уже произошло в ряде российских городов.

«Г-н Григорьев сказал, что изучил мировой опыт. Лучше бы он изучил российский. На сегодня полностью провели реформу общественного транспорта и перешли на брутто-контракты Пермь, Тверь, Белгород, частично Новокузнецк и Москва. Во всех городах, где полностью провели реформу, отрицательные отзывы, - пишет ТГ-канал. – Где-то больше, где-то меньше. Например, в Твери собрали более 3 100 отзывов горожан. Положительных только 2 (Два)! http://rosacademtrans.ru/transportnaya-reforma-tveri/» .

***

Впервые о намерении перевести пассажирские перевозки в Якутске на систему брутто-контрактов Евгений Григорьев сообщил на итоговой пресс-конференции в декабре 2021 года. ( https://yakutia.info/article/202708 )

Г-н Григорьев сказал, что изучил мировой опыт. Лучше бы он изучил российский

Однако у системы брутто-контрактов есть и свой недостаток. Его описал директор института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов в своём livejournal на примере Архангельской области в 2005 году, где практика вскрыла слабое место схемы оплаты – «пассажир – мэрия – перевозчик».

«Первым примером введения такой модели взаимоотношений с перевозчиками был город Архангельск. И было это в 2005 году. Тогда руководитель транспортного департамента города решил внедрить аналогичную модель взаимодействия и заплатить индивидуальным предпринимателям, работающим на городских маршрутах в городе Архангельске, деньги из бюджета, купив определенное количество авточасов. Модель просуществовала сравнительно недолго и прекратила свое существование именно по тому, что водители перестали подъезжать к остановкам, а, подъезжая к остановкам, перестали открывать двери. Они были не заинтересованы в перевозке пассажиров. И волна возмущения пассажиров таким поведением перевозчиков вынудила администрацию города прекратить такую модель взаимодействия с перевозчиками», - описал ситуацию в своём дневнике Михаил Якимов.

«Неудачность предлагаемой модели подтверждает и опыт её применения в Перми, где система брутто-контрактов не оправдала финансовую эффективность. В 2021 году в Перми на финансирование брутто-контрактов истратили 2,3 млрд. руб. За счет выручки закрываются 75% расходов общественного транспорта, 25% дотируются из бюджета.

В Твери выручка покрывает 51% от необходимых затрат. В среднем в год из бюджета на транспортные выплаты направляются 4,1 млрд рублей.

Новокузнецк. Цена работы за 10 лет — 23 млрд рублей, ожидаемый сбор на линии — 15 млрд. 45% компенсирует бюджет. https://infopro54.ru/news/byudzhet-dotiruet-passazhirskie-perevozki-posle-reformy-na-milliardy-rublej/

Отметим, что Евгений Григорьев сообщил, что внедрение системы брутто-контрактов потребует из бюджета Якутска 1 миллиард рублей.

«Интересно, а они там есть? Откуда в Якутском бюджете найдется лишний миллиард рублей?» - задается вопросом ТГ-канал «Яктаймс».

Откуда в Якутском бюджете найдется лишний миллиард рублей?

Какой будет реформа общественного транспорта в ближайшие месяцы, станет известно уже в этом году. Пока же мы наблюдаем, что власти с текущими общественными перевозками справляются, мягко говоря, не очень. Будет ли толк от «брутто-контрактов»? - ответить на этот вопрос могут наши читатели в комментариях.

Последние новости

«Жизнь, отданная искусству»: в Якутске почтили память Марфы Колесовой-Расторгуевой

Мероприятие приурочили к 75-летию заслуженной артистки России и народной артистки Якутии Марфы Колесовой-Расторгуевой В пятницу, 4 апреля, в национальной библиотеке республики, прошло теплое и душевное мероприятие,

В Якутске торжественно отметили 100-летие выдающегося государственного деятеля Гавриила Чиряева

В Якутске отмечают 100-летие со дня рождения выдающегося государственного и политического деятеля Республики Саха (Якутия), участника Великой Отечественной войны Гавриила Иосифовича Чиряева.

Система бережливости в ЯГБ №2: статус регионального образца

Эксперты высоко оценили внедрение системы бережливости в ЯГБ-2 и присвоили статус регионального уровня Сегодня, 4 апреля,

Торжественное открытие IX Спартакиады депутатов Республики Саха (Якутия)

Сегодня состоялось торжественное открытие IX Спартакиады депутатов, организованной Ассоциацией представительных органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия).

На этом сайте вы сможете узнать актуальные данные о погоде в Казани, включая прогнозы на ближайшие дни и часы

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *